Ох, уж эти предрассудки! Миф № 3: о бизнесе в церкви - Кладовка Советов

Ох, уж эти предрассудки! Миф № 3: о бизнесе в церкви

Самая частая претензия далёких от церкви людей, но почему-то ненавидящих её как явление в беседах и интернет-посланиях — существование церковной лавки и платы за некоторые таинства.

Дескать, на этом храмы делают свои миллионы, которые потом тратятся на яхты, мерседесы и особняки. Близко общаясь со священниками и их семьями в жизни прихода и общественной деятельности, мы пришли к противоположным выводам и стремимся поделиться опытом личного наблюдения и участия, а не очередным пересказом сплетен.

О пожертвованиях мы написали здесь

О яхтах, особняках и мерседесах здесь

Переходим к следующему заблуждению.

Миф 3: РПЦ — место для бизнеса

С жертвами на храм мы разобрались. Никто денег не требует. Участие в богослужениях абсолютно бесплатно. Исповедь и причастие тоже не будут стоить ни копейки, хотя для последнего нужны просфоры и вино, которые не сами собой появляются. Для помазания, тоже бесплатного, нужно масло.

Во время пандемии увеличились расходы на антисептики, одноразовый инструментарий и маски (в некоторых храмах их тоже дают, если имеют возможность), а вот доходы упали.

Для крещения, например, нужно набрать воду в купель и подогреть её. Для выездной требы нужен транспорт или деньги на проезд. А ещё облачение, кадило, чаши, ладан, угли. В общем, каждому таинству — свой «расходный материал».

Для освящения той же воды также нужны «расходники», ну и чистая вода, конечно. Хотя в храмах взять её можно бесплатно.

Помимо этого храмы оплачивают отопление, свет, воду, функционирование систем безопасности, епархиальный взнос, помощь работающего персонала (тем, кто печет просфорки, готовит еду, поддерживает чистоту, тоже нужно что-то есть) и многое другое. Какое-то содержание должно быть и у духовенства. Об этом писал и Апостол Павел.

Ох, уж эти предрассудки! Миф № 3: о бизнесе в церкви

Любители вспомнить древние времена, когда «церковь не была местом торговли», и всё в ней было бесплатно, забывают, что первые христиане, на все руки мастера, во-первых, сами обслуживали свои храмы. Гонения не позволяли, конечно, построить что-то красивое. Однако люди приносили к службе хлеб, вино, масло. Во-вторых, члены общины регулярно отдавали своей церкви десятину — десятую часть того, что имели.

В платных требах древней церкви не было нужды, потому что добровольные пожертвования были фиксированными и целиком покрывали все расходы.

Сегодня, с учётом разделения труда, отхода от натурального хозяйства, а также из-за введения различных стандартов и прочих требований, очереди прихожан с самостоятельно выпеченными буханками хлеба и бутылками самодельного вина уже не увидишь. Да и понятие десятины давно ушло в прошлое.

Поэтому логично, что храм, который не только живёт на добровольные нефиксированные пожертвования, но и имеет ряд обязательных расходов, может попросту не набрать нужной суммы для оплаты всех нужд, и соответственно не имеет возможности совершать всё бесплатно.

Рекомендованные суммы пожертвований для совершения некоторых таинств обеспечивают храму функционирование.

Хотя и здесь действует главный принцип любви к ближнему. Малоимущие, по благословению настоятеля, получают всё бесплатно. О материальных выгодах речи не идёт.

Храмы, которые живут более-менее хорошо, оплаты за некоторые требы не устанавливают. Например, за освящение жилья в нашем городе можно пожертвовать столько, сколько человек посчитает нужным или не жертвовать ничего, что нередко и бывает. В этом случае, если батюшка добирается до места самостоятельно, он тратит не только время и расходные материалы, но и свои личные средства. В минус уходит, так сказать. Об этом никто не говорит, воспринимая такие случаи как должное. Жертвенность и искреннее служение священства не обсуждаются в сети с таким жаром, как подсчёт его несуществующих миллионов.

Что касается свечей — это добровольная помощь храму, но больше символ молитвы. Те, кто приобретает и зажигает их, прекрасно знают об этом. Ещё атмосферно это: храм, свечи, запах ладана. Определенный настрой получается. Кто-то дома захочет зажечь свечу или лампаду и сможет помолиться у святого угла, немножко воссоздав эту атмосферу и нужный настрой. Для того и церковная лавка. Приобрести то, что необходимо.

В нашем главном храме рядом со свечным ящиком, где указаны рекомендуемые суммы, стоит ящик для пожертвований. Можно опустить что-то или не опускать ничего и взять столько свечей, сколько нужно. Никто не следит.

Если покупать свечи и другие предметы нет желания или возможностей, можно миновать церковную лавку.

Главное — прийти к Богу. Это абсолютно бесплатно. Всё остальное — исключительно по желанию, что опять же, мы находим у Апостола Павла.

Ох, уж эти предрассудки! Миф № 3: о бизнесе в церкви

В следующей статье мы поговорим о взаимосвязи между строительством храмом и оптимизацией бюджетных учреждений.

Оцените статью